Неточные совпадения
И сам
принцип прав человека был искажен, он не означал прав
духа против произвола кесаря, он включен был
в царства кесаря и означал не столько права человека, как духовного существа, сколько права гражданина, т. е. существа частичного.
В общественной жизни все ведь —
в силе,
в энергии
духа,
в характере людей и обществ,
в их воле,
в их творческой мысли, а не
в отвлеченных
принципах, формулах и словах, которым грош цена.
Дух, свободный
в своем внутреннем опыте, становится навязчивым и насильническим; он открывается относительной, внешней жизни не как живой опыт, а как извне навязанный, безжизненный
принцип или норма.
В первые месяцы своего перерождения он почти все время проводил
в чтении; но это продолжалось лишь немного более полгода: когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей
в том
духе,
принципы которого нашел справедливыми, он тотчас же сказал себе: «теперь чтение стало делом второстепенным; я с этой стороны готов для жизни», и стал отдавать книгам только время, свободное от других дел, а такого времени оставалось у него мало.
Но он действительно держал себя так, как, по мнению Марьи Алексевны, мог держать себя только человек
в ее собственном роде; ведь он молодой, бойкий человек, не запускал глаз за корсет очень хорошенькой девушки, не таскался за нею по следам, играл с Марьею Алексевною
в карты без отговорок, не отзывался, что «лучше я посижу с Верою Павловною», рассуждал о вещах
в духе, который казался Марье Алексевне ее собственным
духом; подобно ей, он говорил, что все на свете делается для выгоды, что, когда плут плутует, нечего тут приходить
в азарт и вопиять о
принципах чести, которые следовало бы соблюдать этому плуту, что и сам плут вовсе не напрасно плут, а таким ему и надобно быть по его обстоятельствам, что не быть ему плутом, — не говоря уж о том, что это невозможно, — было бы нелепо, просто сказать глупо с его стороны.
Лучше был
принцип развития, который признавали нигилисты, — личность реализуется
в процессе развития, но развитие понималось
в духе натуралистической эволюционной теории.
Мы оба требуем от масс подчинения, а во имя чего мы этого требуем — во имя ли
принципов «порядка» или во имя"жизни
духа" — право, это еще не суть важно, Blanc bonnet, bonnet Blanc [Что
в лоб, что по лбу (франц.)] — вот и всё.
Набравшись, как я впоследствии узнал,
принципов Руссо, отец не позволял детям употреблять сахару и
духов; но доктора,
в видах питания организма, присудили поить Васю желудковым кофеем с молоком. Напиток этот для нас, не знавших сахару, казался чрезвычайно вкусным, и Вася, еще плохо произносивший слова: Афанасий, брат и кофей, — каждое утро подходил ко мне и тянул к своей кружке, повторяя: «Ась, бать, фофа».
Она бесцеремонно тыкала на них указательным пальцем, поясняя, что «это, мол, дураки-постепеновцы, а этот — порядочный господин, потому что „из наших“, а тот — подлец и шпион, потому что пишет
в газете, которая „ругает наших“, а кто наших ругает, те все подлецы, мерзавцы и шпионы; а вот эти двое — дрянные пошляки и тупоумные глупцы, потому что они оба поэты, стишонки сочиняют; а этот профессор тоже дрянной пошляк, затем что держится политико-экономических
принципов; а тот совсем подлец и негодяй, так как он читает что-то такое о полицейских и уголовных законах,
в духе вменяемости, тогда как вообще вся идея вменяемости есть подлость, и самый
принцип права,
в сущности, нелепость, да и вся-то юриспруденция вообще самая рабская наука и потому вовсе не наука, и дураки те, кто ею занимаются!»
Но, положим, что на этот счет можно бы легко разубедить ее; для этого потребуется только немного нежности да бойкий разговорец
в том
духе и
в тех
принципах, которым поклоняется с некоторого времени Лидинька, и сердце ее умягчится, и прикажет она своему благоверному добыть ей, как бы то ни было, денег, и благоверный
в этом случае не будет ослушником обожаемой супруги, только с получателя документец возьмет на всякий случай.
Психе, как указывает Нэгельсбах, есть у Гомера
принцип животной, а не духовной жизни, это, сообразно первоначальному значению слова, — «
дух», дыхание человека. Покинув тело, эта психе-душа улетает
в подземное царство
в виде смутного двойника умершего человека,
в виде тени, подобной дыму. (Она лишена чувства, сознания, хотения. — как раз всего того, что составляет «я» человека, его душу
в нашем смысле.)
Таковы были эти два лица: моя мать и Альтанский, на которых я смотрел как на образцы. Имея одни и те же симпатии и антипатии, они, однако, ни
в чем не могли сойтись, как скоро доходило до дела, и при горячей любви друг к другу и взаимном уважении к одним и тем же
принципам и идеям они отвращались от всякого взаимодействия
в духе этих идей.
Единственный
принцип в государстве, который связан с абсолютной правдой, есть
принцип субъективных прав человеческой личности, свободы
духа, свободы совести, свободы мысли и слова, который и монархия, и демократия, и все формы государства имеют тенденцию нарушать.
Смысл же любви, ее идея и
принцип есть победа над падшей жизнью пола,
в которой личность и
дух превращены
в орудие безличного рода и достигается дурная бесконечность вместо вечности.
В мире действуют три
принципа — Промысел, т. е. сверхмирный Бог, свобода, т. е. человеческий
дух, судьба, рок, т. е. природа, осевшая, отвердевшая из меонической, темной свободы.
Принцип конечности
в религиозной жизни наиболее противоположен
духу пророчества.
Новая жизнь, которой жаждет человек, есть жизнь
в духе, она имеет своим
принципом пневму и без нее невозможна.
Даже социализация
духа в революциях есть консервативный
принцип,
принцип конечности.
"Любите меня: вы знаете, что мне нужна любовь". Вот она, вся тут
в своем письме!
В нем нет никакого содержания. Но отчего же у меня захватывает
дух, когда я его читаю? Не оттого ли, что каждое его слово проникнуто непоколебимой силой… чего, я не знаю… пожалуй, хоть мистицизма, ложных мечтаний, чего хотите! Да, каждое слово проникнуто… Она живет призраками, но с ними и умрет, я же нашла
принцип, a кроме тоски и бесконечных вопросов у меня ничего нет, ничего!
Независимо от осуждения самоубийства
в принципе, как смертного греха, с одной стороны, и слабости
духа, с другой, строгие судьи находили
в поступке Оленина желание во что бы то ни стало отделаться от обманутой им девушки, беззаветно ему доверившейся и безумно его любившей. Некоторые даже видели
в этом протест против высочайшей воли.
Совершив на деле то, что Иван совершил
в мыслях, что он
в духе разрешил, Смердяков спрашивает Ивана: «Вы вот сами тогда все говорили, что все позволено, а теперь-то почему так встревожены сами-то-с?» Смердяковы революции, осуществив на деле
принцип Ивана «все дозволено», имеют основание спросить Иванов революции: «Теперь-то почему так встревожены сами-то-с?» Смердяков возненавидел Ивана, обучившего его атеизму и нигилизму.